Департамент культуры мэрии г.о. Тольятти
АНО «Творческие лаборатории «Начало»
МБУК «Тольяттинская библиотечная корпорация»

Поиск

Календарь

Вход на сайт

    Логин:
    Пароль:

Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
Главная » 2013 » Апрель » 2 » ОТКРЫТЫЙ ПОКАЗ: Том Стоппард "Розенкранц и Гильденстерн мертвы"
05:49
ОТКРЫТЫЙ ПОКАЗ: Том Стоппард "Розенкранц и Гильденстерн мертвы"
РОЗЕНКРАНЦ И ГИЛЬДЕНСТЕРН МЕРТВЫ - Петр ЗубаревСегодня 1 апреля 2013 года состоялся первый открытый показ на публику разработки пьесы Тома Стоппарда "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" на IV Фестивале "Премьера одной репетиции", г.Тольятти. Театр в театре, актер в актере, куклы и драма, зрители и участники. В спектакле был поднят весь текст автора, "осилен и вытащен на свет". Мощные сценические эффекты, марионеточное действо, много экспрессии, актерский экзерсисов, много смыслов и бессмысленности, немного пошлости и стилизации, и безысходность, и предопределенность. Беспросветная тоска почему-то навеяла мысли о конце света. Который к тому же по всем заверениям астрологов состоялся в декабре 2012. А мы еще здесь?

Хотелось бы поделиться своими мыслями по поводу этого материала, где Стоппард за основу взял шекспировскую пьесу о Гамлете, о предательстве, аморальности и безнравственности. Вопрос: Зачем Автору это  было нужно? И какие вопросы решали при разработке Петр Зубарев и Константин Федосеев (инициаторы идеи поставить столь концептуальный философский материал)?

Не судите строго, по поводу моих размышлений:

1. Тенденция обособления, раздробленности, расслоения в обществе, приводит нас к реальности разбитой на множество независимых друг от друга общностей, готовых или желающих подчинить или  уничтожить другую общность или индивидуальность ради своих интересов или своей выгоды. Нравственные законы - попраны, духовность - задвинута, как пережиток прошлого, этика взаимоотношений не берётся во внимание.

2. Люди попадют "под каток" неприемлемых их для жизни обстоятельств и решений, отдельно взятых "граждан",  удовлетворяющих свои амбиции и само реализующихся за счет других, подчиняя других, заставляющих являться разменной монетой, когда одним всегда выпадает "орел", а другим всегда сопутствует "решка". И все с грустной улыбкой, проглатывают несправедливость признавая свою никчемность, свою бессмысленность, принимая этот рок судьбы, где "света нет, всё куклы восковые", и полная предопределенность и безысходность.

3. Хаос в отраженной реальности множества кривых зеркал, когда становиться уже не понятно, что является правдой, и возникает убеждение, что правда у всех своя, и каждый отвечает только за себя, что является тоже большим вопросом, может ли вообще кто-то в этой ситуации за что-то отвечать. Традиций нет, общности нет, человек человеку сначала кажется друг, в тоже мгновение волк, а по сути Никто.

4. Почему Стоппардом взята для рассмотрения пьеса, где исследуется аморальность и безнравственность, а не любая другая. Почему Гамлет в этой пьесе кричит своей любимой: "В монастырь!" Когда в предыдущей фразе он говорит с ней о своей любви, об их помолвке. Зачем Стоппарду нужны эти два маленьких героя. Что могут эти два персонажа шекспировского "Гамлета" в реалиях нынешнего мира. В пьесе Шекспира Их настолько мало, а их реплик и того меньше.

5. А у Стоппарда - это главные герои. В наше время, при нас, эти герои бравируют нетривиальными умозаключениями, размышляют философскими трактатами, цитируют изречения мудрецов, если вдумчиво читать, четыре часа одного текста. Зачем нужно столько слов? Что за дело поручено Автором, двум друзьям скрашивающим "одиночество или помутнение", того, кого признали сумасшедшим и недееспособным, отстранив Его от всех дел в королевстве, где он по праву должен быть правителем и хранителем традиций. Или не должен быть? Быть или не быть? Не быть или быть? Вот в чем вопрос. Что интересует Стоппарда?

6. Пьеса Тома Стоппарда "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" основана на исследованиях современных тенденций и концепций устройства нашей сумасшедшей жизни, где нормального признают сумасшедшим, а сумасшедшего нормальным, где судьбы мира зависят от небольшой группки решающей всё "за дубовым столом переговоров", "крутящих-вертящих", перемешивая и перераспределяя, и не раз и не два, перекидываясь субъектами и объектами, странами и континентами, от одного к другому и обратно, зациклив всё на сформированном круге, где нет тех, во имя и для кого, существует порядок.

7. Власть имущая - аморальна и безнравственна. Так ли это? Может быть это ошибочная концепция автора, и не всё так плохо, и есть надежда, на то, что нами управляют разумные люди, любящие свой народ, заботящиеся о нем, и планирующие не обобрать его в который раз как липку, а создать условия, и не только для себя. Довериться или не доверять? Отвечать или не отвечать? Любить или не любить? Терпеть или не терпеть? Смириться или взбунтовать?

Очень интересен Гамлет в наши дни. Спектакль по пьесе Тома Стоппарда "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" не может не ставить подобных вопросов. Их должно быть настолько много, что они должны вызывать реплики из зала, спектакль может перетекать в оживленный спор затягивая пришедших к участию в диалоге автора с шекспировским текстом, и решая для себя вопросы представленные в нём. На спектакль лучше приходить с текстом пьесы, как Шекспира, так и Стоппарда. Приятного Вам интелектуального действа, если мы еще способны интеллектуально действовать! Возможно на спектакль уже не кому из нас прийти, "все мертвы", как два персонажа одного автора, ведя интеллектуальный спор.

.......................................................................................................................................................................................


Категория: События | Просмотров: 480 | Добавил: nachalotlt | Теги: Константин Федосеев, фестиваль Премьера одной репетиции, театр Дилижанс, Стоппард, Петр Зубарев, Розенкранц и Гильденстерн, Андрей Антипенко, тольятти | Рейтинг: 5.0/3